Растущая империя Илона Маск питается миллиардными государственными субсидиями

Написано
В разделе Uncategorized

Источник Мегамозг

Илон Маск, предприниматель из Лос-Анджелеса, построил многомиллионную империю благодаря компаниям, делающим электромобили, продающим солнечные панели и запускающим космические ракеты.

И построил он их не без помощи многомиллиардных государственных субсидий.

Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp., известная, как SpaceX, в сумме получили порядка $4,9 млрд. поддержки от государства, согласно данным, которые собрала газета The Times. И эта цифра характеризует всю деятельность его империи – публично-частная модель финансирования, основанная на стартапах с негарантированной прибыльностью.

Он однозначно идёт туда, где есть государственные финансы. Это отличная стратегия, но когда-нибудь государство прекратит финансировать тебя.

Дэн Долев, аналитик из Jefferies Equity Research

В подсчитанную сумму входят гранты, налоговые льготы, помощь в строительстве фабрик, прощённые займы и квоты на загрязнение атмосферы, которые продаёт Tesla. Также они включают налоговые вычеты и возвраты денег покупателям солнечных панелей и электромобилей.

elontesla

Вопрос лишь в том, движутся ли эти компании к самоокупаемости, как считает Долев, и смогут ли они урезать стоимость разработки до того, как закончится эта подпитка.

Tesla и SolarCity сообщают об очередных убытках, но их акции по прежнему находятся на высоте. Только доля самого Маска в фирмах стоит более $10 млрд. SpaceX – компания не публичная, поэтому её показатели не разглашаются. Маск и его инвесторы наслаждаются приятными сторонами правительственных субсидий, а налогоплательщики несут всю нагрузку.

Вознаграждение общественность сможет получить в виде уменьшения вредных выбросов – но только если солнечные панели и электромобили выбьются в масс-маркет. Пока что это всё ещё нишевые продукты для богатых.

Пока что это всё ещё нишевые продукты для богатых

Основные цифры по субсидиям были опубликованы, но полный их размер не разглашался, поскольку он набирался постепенно, и через разные уровни в правительстве.

Штат Нью-Йорк потратит $750 млн. на строительство фабрики солнечных панелей для SolarCity в Баффало. Калифорнийская компания San Mateo возьмёт их в лизинг по цене $1 в год. А налоги на это производство не будут платить целое десятилетие – при том, что сумма налогов могла бы составить $260 млн.

Правительство также предоставляет гранты и налоговые вычеты для покрытия 30% стоимости установки панелей. SolarCity отчиталась о получении прямых грантов на сумму в $497,5 млн. Но это не полная сумма поддержки.

Согласно отчётам, SolarCity с 2006 года установила свои панели 217595 клиентам. Причём среднерыночная стоимость такой системы составляет $23000. Можно посчитать, что эти гранты обошлись правительству в $1,5 млрд.

Штат Невада согласился предоставить Tesla налоговые льготы в размере $1,3 млрд. с целью постройки гигантской фабрики возле Рино. Кроме этого, компания собрала более $517 млн. в качестве платы за продажу производителям автомобилей квот на выбросы. Эта система, существующая в десяти штатах, обязывает автопроизводителей приобретать квоты, если они продают недостаточно машин с нулевыми вредными выбросами. Поскольку все машины Tesla выбросов не делают, компания просто торгует этими кредитами.

SpaceX получила около $20 млн. в субсидиях на экономическое развитие от штата Техас, на которые она строит там свой космодром, и выиграла тендеры на контракты от НАСА и U.S. Air Force на общую сумму в $5,5 млрд.

spacex

Конечно, любая компания, занимающаяся солнечными панелями или электромобилями, может получать подобные субсидии. Но субсидии для компаний Маска отличаются гигантским размером, если сопоставлять их с размерами компаний и с тем, насколько эти компании от них зависят.

Правительственная поддержка – это главная часть всех трёх компаний, без неё их бы просто не существовало

говорит Марк Шпигель, менеджер хедж-фондов в Stanphyl Capital Partners, который играет на понижение акций Tesla. За последние два года акции компании выросли на 157%.

По словам Эшли Вэнса, автора биографии «Илон Маск: Tesla, SpaceX и Поиски удивительного будущего», Маск настолько наловчился получать государственные субсидии, что штаты соревнуются друг с другом за право дать ему денег. «После восхода его звезды каждый штат хочет поиметь свой кусочек Илона Маска».

А до этого он поднял неплохую сумму в $1,5 млрд. после покупки компанией EBay Inc. компании платежей PayPal, в которой Маск владел 11% акций. На деньги с продажи он основал SpaceX, инвестировал и занял лидирующие посты в Tesla и Solar City. Теперь он – генеральный директор в Tesla и SpaceX и председатель совета директоров SolarCity, и владеет частями всех трёх компаний. Это 27% Tesla и 23% SolarCity.

Неприятные разговоры

Доходам в $1,3 млрд. от фабрики по производству аккумуляторов в Неваде предшествовал год очень сложных переговоров. В конце 2013-го Tesla пригласил чиновников, отвечающих за экономическое развитие в семи штатах, на свой автомобильный завод во Фремонте. После экскурсии директора Tesla рассказали им свой план строительства крупнейшей аккумуляторной фабрики в мире, и пригласили поучаствовать в финансировании.

Невада предложила стандартные налоговые льготы, которые в этом случае равнялись бы $600-700 млн. – об этом рассказал Стив Хил, директор по развитию штата. Но директора Tesla хотели гораздо больше. Они просили о предварительном платеже в $500 миллионов. Дело дошло до общения на повышенных тонах.

В результате договорённость была достигнута, когда Хил встретился в Пало Альто с директором по бизнес-развитию Tesla Дьярмьюидом О’Коннелом, бывшим чиновником из руководства штата. Они договорились о выдаче налоговых кредитов в размере $195 млн., которые автопроизводитель мог продать. Для этого штату пришлось урезать налоговые льготы для киношников и отменить такие льготы для страховых компаний. Чиновники посчитали, что эти расходы окупятся благодаря появлению 6000 новых рабочих мест.

В отчёте, подготовленном чиновниками, рассчитывается, что экономика благодаря этому проекту за 20 лет подрастёт на $100 миллиардов, хотя некоторые экономисты критикуют эти цифры.

solarcity

Фабрика за $750 миллионов

Так же удачно для Маска сложились дела с получением субсидий для фабрики SolarCity в Баффало. На текущий момент она закупает очень много панелей в Китае, но скоро обещает выйти на производство собственных панелей. Для этого компания получит инвестиции на постройку цехов в $750 млн. и потратит ещё $150 млн. для начала работ на фабрике.

К моменту открытия в 2017 году она должна стать крупнейшей фабрикой по производству солнечных панелей в западном полушарии. Чиновники штата Нью-Йорк считают инвестиции выгодными, т.к. фабрика должна будет создать 3000 рабочих мест, и заменить давно уже не работающий сталелитейный завод.

SpaceX больше зависит от контрактов с правительством, чем от субсидий. Тем не менее, она также получила свои льготы на устройство космодрома. Вливания составят $15 млн. со стороны штата и $5 млн. средств местных управлений.

Ключевая помощь

Государственные деньги чрезвычайно нужны фабрикам Tesla и SolarCity для понижения стоимости разработки и производства продукции. При этом время поджимает – заканчивается срок действия некоторых из крупнейших субсидий. 30% налоговые льготы на установку солнечных панелей превратятся в 2017 году в 10% для коммерческих организаций, и совсем пропадут для частных домохозяйств.

Покупатели автомобилей Tesla также получают налоговый кредит в $7500 и возврат в $2500 от штата Калифорния. Чиновники установили лимит для этих скидок на 200000 автомобилей, и Tesla продала уже четверть от этого количества. Всего покупатели получили $284 млн. налоговых льгот и $38 млн. возвратов.

Сейчас в Калифорнии принят, но ещё не начал действовать, закон, по которому налоговые льготы в $2500 получат не все покупатели, а только покупатели с определённым уровнем дохода. Конкуренция со стороны автопроизводителей также поджимает – если они начнут выпускать больше машин, не совершающих вредных выбросов, они станут покупать меньше квот.

В целом, правительство поддерживает электромобили и солнечные батареи в надежде их широкого распространения, и, как следствие, уменьшения выбросов углеродов. Правда, Маск обещал гораздо более активный прогресс этого предприятия. В 2008 году в своём блоге он расписал, что после производства дорогого спортивного электромобиля (которые уже не продаётся), «будет выпущен седан стоимостью в половину от тех $89 тысяч, которые стоит Tesla Roadster, а третья модель будет ещё дешевле».

На деле, вторая модель продаётся по $100000, а третья, которая всё никак не появится, будет стоить примерно тех же денег. Цена следующей, более дешёвой, возможно, опустится до $35000 — $40000 после субсидий – но это пока неизвестно.

Субсидии для аккумуляторов

Завод  SolarCity в Буффало, штат Нью-Йорк

Завод SolarCity в Буффало, штат Нью-Йорк

Теперь Маск движется в направлении хранения энергии. Во время шумной презентации батарей для дома и бизнеса на концертной сцене под музыку Маск объявил, что в один прекрасный день такие батареи сделают мировую энергетическую сеть ненужной.

Он рассказал о своём видении недорогой и чистой энергии, доступной в удалённых сёлах недоразвитых стран, и в домах индустриальных стран, которые будут отключаться от обычных энергосетей. Его фабрика в Неваде будет выдавать как автомобили Tesla, так и батареи.

А вот о чём он не сказал – так это об уже достигнутой договорённости о субсидиях в размере $126 млн. на правах компании, разрабатывающей технологии хранения энергии.